Информационно-методический межрегиональный банк ЦФО

О роли социокультурных комплексов в формировании единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на территории муниципального образования

О роли социокультурных комплексов в формировании единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на территории муниципального образования

(выступление губернатора Тамбовской области О.И. Бетина)

Цивилизованное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования. В национальной образовательной инициативе «наша новая школа» отмечается, что одной из мер по обеспечению современной школьной образовательной инфраструктуры является развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих.

Данное взаимодействие позволяет не только расширить функции школы в области воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты, но и создает предпосылки для превращения школы в образовательный, культурный, социальный центр сельского общества.

Воплощением этой идеи стали созданные в области социокультурные комплексы. Социокультурные комплексы (СКК) можно определить как социально-педагогическую систему, нацеленную на обеспечение условий для разностороннего развития и образования детей, молодежи, взрослых. Это целостная многофункциональная система, «вырастающая» из муниципальной школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой – предприятиями, учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

В настоящее время на территории Тамбовской области действует 124 социокультурных комплекса.

В ходе социологического опроса, проведенного в 2008 году среди руководителей, педагогов и родителей выпускников общеобразовательных учреждений, на базе которых созданы и действуют социокультурные комплексы, были определены роль и место школы в социокультурном развитии села, а также характер влияния деятельности СКК на социальное окружение.

В декабре 2009 года с целью оценки социальной эффективности деятельности социокультурных комплексов управления образования и науки области и ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (далее - ТОИПКРО) провели социологический опрос представителей сельского социума населенных пунктов, в которых функционируют социокультурные комплексы. Проведенное исследование позволило узнать мнение населения о различных сторонах деятельности СКК, определить значимость школы как центрального звена в структуре СКК.

Участникам социологического исследования стали 975 жителей населенных пунктов, в которых функционирует СКК. Среди респондентов преобладают женщины (их удельный вес равен 69,6 %), мужчины составили 30,4% от общего количества опрошенных.

Возрастной состав респондентов представлен несколькими возрастными группами. Наиболее многочисленными оказались группы, относящиеся к экономически активному возрасту: от 41 до 51 лет (в нее вошли 33% опрошенных) и от 25 до 40 лет (30,9%). Каждый шестой респондент (15,7%) находится в возрасте от 25 лет. Численность лиц предпенсионного возраста составила пятую часть (20,4%) от общего количества участников опроса.

Анализ образовательного уровня участников опроса показал, что почти две трети опрошенных имеют профессиональное образование, в том числе высшее (31,2%), а также начальное (или среднее) профессиональное (31,4%). 7,9% респондентов в настоящее время продолжают обучение в высших учебных заведениях. Удельный вес участников опроса, имеющих среднее (полное) общее образование, а также основное общее образование, составляет 14,1% и 15,4% соответственно.

Характеризуя профессиональный статус респондентов, можно отметить численное преобладание служащих (40,3%) и рабочих (11,4%). Каждый восьмой респондент (11,9%) является безработным.

Таким образом, можно утверждать, что в опросе приняли участие представители всех слоев взрослого населения, обеспечив тем самым репрезентативность сборки.

Результаты опроса позволили создать примерный «портрет» социокультурного комплекса, определив субъекты, входящие в его состав. Так, центральным звеном всех социокультурных комплексов является общеобразовательное учреждение (100% опрошенных указали в составе СКК школу). Достаточно часто в состав СКК входит библиотека (92,5%), дом культуры (79,7%) и фельдшерско-акушерский пункт (73,3%). В отдельных случаях указаны различные хозяйственные организации.

В ряде случаев реальный состав СКК не всегда соответствует представлениям жителей села о том, какие субъекты должны быть в него включены. Причем, по мнению респондентов, эти субъекты могли бы способствовать более эффективной деятельности комплекса. В число «недостающих» субъектов респонденты включили:

детский сад, отделение связи, медпункт (5,2%), дом культуры, аптеку, церковь, музыкальную школу (8,2%), спортивные учреждения и учреждения дополнительного образования (1,0%).

Создание СКК в населенном пункте не могло не отразиться на жизни сельского социума. По мнению 71,6% опрошенных изменения носят достаточно позитивный характер. Каждый девятый (11,3%) не ощутил каких-либо изменений. Затруднились оценить влияние СКК 16,1% участников опроса. Негативная оценка получена от 1% респондентов.

Наиболее часто (72,9% опрошенных) в качестве положительных моментов, связанных с созданием и деятельностью СКК, респонденты указывали сохранение объектов социальной сферы (фельдшеро-акушерские пункты, дома культуры, библиотеки и т.д.). Это в свою очередь обеспечивает гарантированную реализацию гражданских прав сельских жителей на охрану здоровья, образование, приобщение к культурным ценностям, социальное обслуживание, связь с административным центром и т.д.

По мнению 39,1% участников опроса, с созданием СКК появились условия для возрождения культуры на селе;

появилась возможность для дополнительного образования взрослого населения – считают 11% опрошенных;

усилилось внимание местной администрации к проблемам школы – 15,4 %;

появилась заинтересованность населения в решении проблем школы – 17,4%;

улучшилось материально-техническое состояние школы – 20,2%;

повысился интерес населения к здоровому образу жизни – 23%;

активизировалось взаимодействие школы с местным населением – 30, 8%;

повысилась заинтересованность школы, местной администрации и населения в сотрудничестве по решению существующих проблем на селе – 39%;

появились условия для возрождения культуры на селе – 72,9%;

удалось сохранить объекты социальной сферы (ФАП, дом культуры, библиотеку и т.д.) – 72,9% отметили участников опроса.

То, что для решения поставленных задач СКК объединяет усилия всех заинтересованных сторон, подтверждается ответами 60,9% респондентов о том, что мнения населения обязательно учитывается при ежегодном планировании работы СКК. С данным утверждением не согласны лишь 6,5% опрошенных. Треть участников опроса (32,6%) не смогли однозначно ответить, принимается ли во внимание мнение населения при организации деятельности СКК.

Досуг является важной составляющей частью образа жизни, так как связан с бюджетом времени семьи и ее членов, с трудом и рабочим временем, с деятельностью социальных институтов (образование, семья и другое), с социальными процессами. Частота обращений сельских жителей к различным видам досуговой деятельности позволяет судить об их социокультурной мобильности, которая отражает особенность и активность личности к изменению места досугового пространства, перемещению в нем для удовлетворения своих духовных, творческих интересов и потребностей. Социокультурная мобильность сельского населения имеет ряд особенностей, одной из которых является социальная, заключающаяся в большой значимости внутрисельского досугового пространства, образованного местными культурными, образовательными, спортивными учреждениями.

Какие же услуги (мероприятия) предлагает СКК для жителей села? По полученным данным, более всего распространены досуговые мероприятия (праздники, вечера, конкурсы и т.д.) – их отметил 91% респондентов. Достаточно активно работают спортивные секции (62,8%) и кружки различной направленности (55,1%). СКК предлагают также юридические и психологические консультации, доступ к сети Интернет, спортивные секции, кружки, курсы (пользователь ПК, иностранные языки), досуговые мероприятия.

Взрослые люди, в силу возраста, недостатка свободного времени и других обстоятельств, имеют определенные затруднения в организации собственного досуга. Несмотря на это, праздники, вечера, конкурсы и другие досуговые мероприятия сельские жители посещают достаточно активно (71,6% опрошенных).

Сравнительный анализ полученных данных позволяет отметить наименьший разрыв между спросом и предложением на оказание юридических и психологических консультаций, а также образовательных услуг (пользователь персонального компьютера, изучение иностранного языка и т.д.) сельскому населению.

О степени досуговой активности населения можно судить по частоте посещения мероприятий, организуемых на базе СКК. Так, более половины опрошенных (55,8%) посещают указанные мероприятия регулярно. Каждый третий (35,9%) в силу личных обстоятельств посещает мероприятия редко. 4,8% участников опроса посещают мероприятия достаточно редко, ссылаясь на проблемы, связанные с их организацией (неудобное время проведения, неудовлетворенность тематикой и т.д.). Численность тех, кто не посещает организованных в СКК мероприятий, составила 3,5% от общего количества участников опроса.

Проведенное анкетирование позволило выявить спрос на проведение мероприятий (оказание ряда услуг), в которых дополнительно нуждаются жители сел. В их число вошли: мероприятия патриотического характера (например, проводы новобранцев в армию), духовно-нравственного содержания, юридические консультации, встречи с руководителем союза защиты пенсионеров и др.

В последнее время достаточно распространенными чертами сельского образа жизни являются неуклонное сокращение численности сельского населения, обнищание села, его усиливающееся расслоение на бедных и богатых, низкий уровень жизни селян, бесперспективность для молодежи жизни на селе. Кроме того, многие негативные явления, ранее совершенно не типичные для российской деревни (насилие, наркомания и др.), в условиях перехода к рынку активно распространяются среди сельских жителей.

Существует мнение, что создание и деятельность СКК может способствовать решению части существующих проблем на селе. Это мнение подтверждается данными опроса. Так, по мнению 77% респондентов создание СКК способствовало повышению культурно-образовательного уровня жителей села. А около половины опрошенных (46,9%) считают, что деятельность СКК повлияла на закрепление молодежи на селе.

Респонденты отмечают, что основным источником получения жителями села информации о деятельности СКК является школа. Из информационного стенда в школе черпают информацию две трети опрошенных (68,5%), каждый пятый – из школьной газеты (21,3%).

По мнению абсолютного большинства опрошенных (82,6%), в результате создания СКК авторитет школы, несомненно, повысился. Учитывая, что школа является, как правило, центральным звеном и движущей силой деятельности СКК, изменение отношения к школе жителей села вполне объяснимо.

В качестве итога проведенного исследования, а также оценки деятельности СКК можно рассматривать степень удовлетворенности населения работой СКК. Большинство опрошенных вполне удовлетворены тем, как работает СКК (28,5% респондентов - удовлетворены полностью, 54% - скорее удовлетворены, чем нет). Более категорично настроены 6,4% респондентов: 4,8% скорее не удовлетворены, чем удовлетворены; 1,6% участников опроса – не удовлетворены деятельностью ССК. Не смогли дать оценку 10,6% респондентов.

Результаты проведенного социологического исследования дают основания для ряда выводов:

1. Создание социокультурного комплекса на базе общеобразовательного учреждения расширяет функции школы в области воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты. Помимо традиционных функций – воспитательной, образовательной, развивающей, социализирующей – школа выполняет социально-педагогическую, социально-профилактическую, социокультурную функции.

2. Организуя на базе СКК те или иные виды социально-педагогической деятельности (досуговая, историко-культурная, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая и др.), школа превращается из места обучения детей в образовательный, культурный, социальный центр общественной жизни.

3. СКК имеет широкие социальные связи с окружающей средой, которые сориентированы не только на личностное развитие ребенка, укрепление его физического, нравственного, психического здоровья, усвоение им многообразного опыта старшего поколения, но и на социально-педагогическую поддержку и помощь сельской семье и другим социальным категориям граждан.

4. Социокультурный комплекс вовлекает всех субъектов сельского социума в социальное воспитание детей.

5. Школа в условиях СКК владеет педагогикой активного социального действия, привлекая детей, взрослых к участию в жизни своего села (города), принятию решений и их выполнению.

6. Социокультурный комплекс формирует информационное образовательное пространство, насыщая образовательное пространство общественно ценной информацией, способной влиять на сознание граждан, уровень их мышления и образованности, содействует распространению новых знаний и повышению культурного уровня среды.

Таким образом, данные опроса позволяют утверждать, что создание на базе школ социокультурных комплексов имело определяющее значение не только с позиции совершенствования и обновления всех компонентов образовательного пространства, но и с позиции социокультурных функций школы как структуры социума.

Однако сегодня, в связи с государственной политикой в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и необходимостью реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, возникли новые требования к содержанию деятельности социокультурных комплексов.

Поэтому в положение об СКК были внесены соответствующие изменения, которые касаются целей и задач социокультурного комплекса. СКК формирует на территории муниципального образования не только единое культурно-образовательное, но и духовно-нравственное пространство на основе отечественных духовных традиций.

Перед СКК ставятся задачи совершенствования инфраструктуры и создания системы непрерывного духовно-нравственного просвещения, воспитания и образования детей, молодежи и населения, организации культурно-просветительской и досуговой деятельности с учетом отечественных духовных традиций.

Некоторые СКК области уже успешно решают данные задачи. Это Мичуринский СКК, Покрово-Марфинский СКК Знаменского района, Гавриловский, Тулиновский, Токарёвский и некоторые другие СКК.

Что дало СК комплексу расширение его задач?

Кроме того, в области разработан ряд комплексных мер по стимулированию и поддержке непрерывного профессионального роста и творческого развития педагогов, которые обеспечивают реализацию программ духовно-нравственной направленности.

Наиболее значимыми из них являются:

развитие конкурсного движения среди педагогических коллективов и отдельных педагогов, реализующих программы духовно-нравственной направленности;

внедрение механизмов деятельности площадок, обеспечивающих трансляцию лучших практик посредством стажировочных площадок, школ-лабораторий, муниципальных и школьных центров духовно-нравственного просвещения и воспитания и сетевых профессиональных сообществ;

повышение профессиональной квалификации управленческих и педагогических кадров в области духовно-нравственной направленности;

создание банка методических ресурсов ЦФО с целью обеспечения информационно-консультационного сопровождения.

В соответствии с решением прошлого заседания Попечительского совета нами подготовлены материалы по проведению межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».

Основными задачами Конкурса являются:

создание межрегиональной базы данных об имеющемся эффективном опыте образовательных учреждений;

формирование единой информационно-образовательной среды по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе традиций православной культуры;

комплексная оценка деятельности образовательных учреждений по их включению в систему непрерывного духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

выявление, поддержка и распространение лучших образовательных практик по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

Конкурс будет проходить в период с мая 2011г. по январь 2012 г.

Принять участие в Конкурсе могут образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального и дополнительного образования, учреждения интернатного типа, негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие реализацию программ духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в регионах Центрального федерального округа.

В рамках представленных на конкурс материалов предполагается оценка программ развития системы духовно-нравственного образования и воспитания, разработанные педагогическими коллективами и отражающие:

традиции, социокультурные и другие особенности образовательного учреждения;

наличие духовно-нравственного компонента в образовательной программе учреждения;

ключевые действия, направленные на реализацию поставленных целей и задач;

сеть социальных партнеров, представителей епархий РПЦ, взаимодействующих с образовательным учреждением по вопросам духовно-нравственного просвещения и воспитания;

а также наличие кадрового и информационно-методического ресурсов, включающего учебно-методические комплекты, образовательные программы, дидактические материалы, методические разработки по педагогическому сопровождению родителей, дополнительные образовательные программы.

Учреждению, занявшему 1 место в Конкурсе, присваивается звание «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи «Вифлеемская звезда», вручается диплом победителя и переходящий хрустальный символ «Вифлеемская звезда».

Следующим значимым конкурсом по выявлению лучших моделей духовно-нравственного воспитания и обучения мы считаем Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». В этом году в рамках регионального этапа его проведения наряду с традиционными номинациями планируется включить новые - «За лучшую учебно-методическую разработку, созданную в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Просветительское служение воскресных школ».

Для руководителей муниципальных Центров духовно-нравственного воспитания, заместителей директоров по воспитательной работе, осуществляющих работу в духовно-нравственном направлении и учителей ОПК (ОРКСЭ) в марте – мае 2011 года были проведены курсы повышения квалификации. Подробнее.

 

© Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», 2011 год